Название диска:  Волкодав: Последний из Рода Серых Псов
Официальный сайт игры:  http://games.1c.ru/volkodav_posledniy_iz_roda/
Разработчик:  Meridian'93 
Издатель:  1С 
Жанр игры:  RPG
Дата выхода:  2007-12-22
Требования:  PIII-1.0 GHz, 512 MB RAM, 64 MB 3D Card
Рекомендовано:  PIV-2.4 GHz, 1 GB RAM, 128 MB 3D Card

Точно, что "Последний"

Кривой движок, никакая оптимизация, кошмарный игровой процесс. Примерно так выглядит каждая вторая поделка по лицензии, made in Russia. На Западе тоже не все хорошо. Но там по крайне мере стараются. А тут - "русский дух, своя философия, все дела". Поэтому и получаем в итоге громкое имя, соответствующую рекламную компанию, обещания великого блага, а на выходе нежизнеспособный продукт. Бывают исключения. С "Волкодавом" и его тремя компьютерными отпрысками оно случилось в лице "Мести Серого Пса" от Primal Software и "Акеллы". И не приведи вас бог в магазине перепутать его с "Последним из Рода Серых Псов" - тем, что с логотипом "1С". Потому, что шлак полнейший:

Грехи человеческие

За какие такие заслуги "творцам" из Meridian 93 была вручена драгоценная лицензия "Волкодава", я, признаться, понять не могу, хотя и пытался. Луганская студия, отметившаяся разве что хилым Action/RPG с претензией Alexander: Heroes Hour (игра с таким названием просто по определению хорошей быть не может). И, вдруг, "1С" вручает им дело "на миллион долларов". Как же так? Я, право, даже предположить не решаюсь: то ли секретарши "Меридиана" постарались, то ли бабушка из глухой глубинки наколдовала, то ли еще что. Как, тут, громом и молнией, на наши головы сваливается, грозно звучащий проект по фильму! Аннотация на коробке завлекает мутными скриншотами и обещанием "детализированной графики, реалистичных теней и ярких спецэффектов". Там еще что-то говорится о продуманной боевой системе, "невообразимом" количестве оружия и, наконец, наповал сражает высокопарная фраза "оригинальная языческая фентези". Прямо вот так - оригинальная, языческая. Писали бы уже тогда "фентезя" что ли.

Но все это мелочи. В преддверии самого главного. Инсталлировав почти что 3 гигабайта, которые отнюдь не говорят о масштабности мира и высоком качестве текстур, скорее - о неумении пользоваться компрессией и нежелании программистов проводить работу над ошибками. Помнится "коллега по жанру" Revenant, вышедший много лет назад, технически в сто крат более совершенный и художественно привлекательный, занимал раз эдак в семь-восемь меньше места. Но это ведь "Волкодав" - он должен быть большим, правда?

Что же там, за воротами сюжета, за прикрытием могучей спины издателя, претенциозным логотипом "Централ Партнершип", культовым романом Семеновой? А там, господа, тот самый бюджетный "Александр" из позапрошлого абзаца, только переодетый, с легким гримом. Но правды не утаишь - спустя год Meridian 93 снова подбрасывает нам свой второсортный продукт, к тому же - уже не первой свежести. Они так ничему не научились, истинные сыновья своей страны. Миссии сменились в почти что цельный мир - разбитый на большие области. Но разве это что-то меняет? Линейный сюжет, бесконечный клик, однообразие. Перечислять не имеет смысла. Все грехи Rogue-жанра здесь, в одной упаковке. Наглядное пособие: "как не надо делать".

"Оно много хочет"

Уверен, что вы уже лицезрели картинки, взятые прямиком из игры. Это, кстати, максимально возможные настройки. Каково? Уже с первых кадров понимаешь, куда попал. Безжизненный мир, слепленный случайным генератором чисел, созданный без какой-либо любви, без старания. Атмосфера (которая, между прочим, еще как чувствовалась в "Мести Серого Пса") - не шутите так! Это не похоже на Русь, это не славянское фентези. Это вообще ни на что не похоже. Это просто плохо.

Системные требования предполагают хотя бы современные технологии, модные эффекты, много тысяч полигонов и качественные текстуры. Не будет. 1 гигабайт памяти и мощная видеокарта. С этим добром, да за красотой - к Neverwinter Nights 2 или Oblivion. Тут же - все "железные" яства брошены лишь на борьбу с тормозами. Нет, вы только представьте, "оно" еще и позволяет себе тормозить. При герое из пары сотен кубиков (остальным, "жалким статистам" - еще меньше), при пейзажах, достойных времен первого Diablo. "Реалистичные тени", - заявляет jewel-box. А мы видим лишь квадратные затемнения под деревьями. Вот именно - квадратные тени. На скриншоте отчетливо видны. Отражения на воде? Вот, хотите - верьте, хотите - нет, заскриптованные. Спецэффекты оттуда же -  из эры начала распространения 3D-ускорителей. А каково лицезреть "честные" трупы врагов, внезапно проявляющиеся из ниоткуда (стоит вам только подойти к ним). Идея ясна? "Волкодав: Из Рода Серых Псов" - не красивая игра с заведомо неудачным мотором. Совсем. И никакая смена дня и ночи тут не поможет. За красивыми закатами и "дизайнерским" небом обращаться все туда же - к "Мести Серого Пса".

И, да, она безумно глючная. Точно также, как и собрат от "Акеллы", проект "1С" больше полугода томился "за закрытыми дверьми", ожидая релиза блокбастера. Но если первый из этого что-то вынес (его хотя бы вылизали почти до блеска), то на описываемую нынче поделку никто внимания видимо не обращал. Результат закономерен - лавина, обрушивающихся на игрока, программных ошибок. Бесконечные вылеты в Windows простить можно. Скажем, какому-нибудь Oblivion'у. Но никак не "Последнему из Рода Серых Псов". А что это за странный курсор? А почему у волка нога выпала? А, что тень от дерева осталась на спине нашего война? Все это мелочи. В сравнении с "чудовищным мегаглюком". Слышали о таком? А происходит он так: Волкодав застревает в стене, в этот момент вас выкидывает в Windows. Что страшного? А то, что перед каждым таким "выбросом" случается пресловутый Auto-Save. А, если вы, никаким другим методом сохранения отродясь не пользуетесь. Результат очевиден - прохождение игры с самого начала. Будьте осторожны. Если, конечно решитесь, проходить "меридиановское" чудо.

Сказ о том, как он людей убивал

Поиски Врат Небесных и злодеев предельно линейны. До такой степени, что на места былой славы (то есть, на уже пройденные территории) возвращаться нельзя. Никакой свободы, даже самой элементарной. Все подчинено главной цели. Шаг в сторону исключен. Банально до нельзя: бродим по миру, зачищаем (под ноль) районы, убиваем призраков, крестьян, волков, слуг злостной богини и прочих, страдающих от квадратной болезни, существ. И так 20, а, может быть, даже больше часов. И дело вовсе не в дополнительных заданиях (которых, тут раз, два, три) или огромной, необъятной вселенной. Причина в сражениях.

Они в "Волкодаве" сложны до искр в глазах и помутнения рассудка. И, конечно, по традиции такой чернухи, никакого искусственного интеллекта. Чем же берут супостаты? Во-первых, количеством. На главного героя постоянно обрушиваются десятки не самых слабых врагов, которые с криками набрасываются на несчастного и буквально в пару секунд выносят его из этого мира. Вот и приходится бегать по окрестностям, в надежде завалить одного, затем еще, и так до бесконечности. "Совсем" убежать, меж тем, нельзя. Если враги завидели Волкодава, то будут преследовать его до бесконечности. Так уж устроены. Во-вторых, создатели игры, видимо, решили, что этого будет недостаточно и завалили просторы игры высокоуровневыми дурнями. Странно, когда в самом начале, на пути начинающего героя, встречается Воин Людоеда, прокаченный примерно до 6 уровня. Ясно, что выносит он игрока с одного двух ударов. Привыкайте, так будет и в будущем. И жить тяжело, и жизнь нелегка.

Мы бы стерпели: Да тут - очередная напасть! Волкодав, оказывается, непослушный. Самовольное переключение целей - лишь вершина айсберга тупости. Периодически "последний из рода серых псов" перестает слушаться команд, замирает посреди ожесточенной битвы и спокойно ждет часа своей смерти. И ничего вы с этим не сделаете. Вот так. Или периодически начинает метаться меж врагов, пытаясь ударить то одного, то другого. Хлеб и зрелище. А ведь в будущем, если хватит терпения, вас ждут "друзья", управляемые электронным мозгом движка. Вот тогда-то и начнется самое интересное: конец игры в интервале 15 секунд. Единственный совет, который я могу вам дать, так это - собирать, покупать, находить целебные зелья где и как угодно. Их нужно много - ибо использовать приходится почти что каждые 10 секунд. Запасайтесь.

Кому это надо?

Ах, боевая система - "основанная на специальных приемах и атаках". На самом деле - скучный стук по левой кнопке своего настольного грызуна с куцым набором тех самых special: пробить блок, сотворить комбо, подсечки, лечение. При том, что их количество можно пересчитать по пальцам - большинство не нужны вовсе. И уж точно не помогут в битвах с боссами. Которые, по сути, те же рядовые, только "толще", и, поэтому, бить их требуется с особым усердием, не жалея склянок с зельем и времени. Да, растет герой не по дням, а по часам и каждый уровень зарабатывает по 5 очков, которые можно расходовать, как на основные характеристики, так и на умения (фехтовать, к примеру) вкупе с так называемыми фитами.

С голосами беда - актеров брали видимо с младших курсов пищевых училищ. Да и тех, хватило не надолго. Если в начале игры, диалоги сопровождаются озвучкой, то потом - уж извините, просто текст. Никаких видео-роликов, конечно. Что вы! И сюжет подан рвано, неестественно. Города - все сплошь маленькие, "два-три домика, четыре жителя". Никакой архитектурной самобытности, никакой русской природы. Все до ужаса: Вот, даже не знаю, какое слово подобрать. "Невообразимое количество видов оружия" - это два десятка предметов. И толку от них мало. Больше половины игры вы будете пользоваться одним единственным мечом. Потому что лучше нету.

Странная картина вырисовывается. Хорошая лицензия, мощный издатель. И зачем-то бесталанный разработчик. В итоге - отвратительная игра. Что удивительно, в последнее время "1С" все чаще и чаще выдает нам вот такие вот "кал"-тайтлы. Пора бы уже прекращать. Впрочем, у них еще есть шанс исправиться. В том числе и с "Волкодавом". Близится релиз "Пути Воина": Хотя, что-то мне подсказывает, что ничего хорошего он нам также не принесет. Хотите качественного славянского фентези? Именно фентези, а не фентезя, фентезю или еще чего. Попробуйте "Месть Серого Пса". В нее хотя бы можно играть.